муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39»

Родителям о речи ребенка

Родителям о речи ребенка

logoped Roditelyam o rechi rebenka

 В последние годы количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Не секрет, что часто мамы и папы впадают в панику, прочитав в заключении диагноз: алалия, заикание, задержка речевого развития и т.п. Получив же информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, родители смогут определить, какие вопросы следует задать специалистам, какую позицию занять в общении с ними; поймут, что необходимо организовать домашние занятия с малышом по рекомендации логопеда. А тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии.

Если ребенок плохо говорит...

 В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

 Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

 Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

 Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.

 Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

Развитие мелкой моторики рук или несколько идей, как занять ребенка на кухне, чтобы успеть всё приготовить.

   1. Крупа на тарелочке.  Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

   2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

   3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

   4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

   5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

   6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

   7. Дайте ребенку формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку (губку) и переливает (отжимает) ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

   8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

      Когда ребенок будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

   9. Дайте кусочек теста. Ребенок с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

  10. Пусть ваш ребёнок соберёт «бусы (гирлянды)», нанизывая макаронины на шнурок.

  11.  Предложите ребёнку переливать воду из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку. То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.

  12. Научите ребенка пользоваться застежками, бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, липучками" и др.

  13.  Предложите ребёнку почистить зеркало, металл, обувь. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить «грязный» ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви.

  14.  Приучайте малыша ухаживать за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).

  15. Учите ребёнка подметать пол. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора «мусора».

  16. Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.

  17. Смешайте гречневую крупу и манку в миске, рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок разделит сыпучие вещества: ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.

  18. Научите малыша складывать салфетки по размеченным линиям – это хорошее упражнения для развития координации движений.

  19. Научите ребенка, используя безопасную овощечистку, чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки и угостить всех присутствующих в доме.

  20. Дайте ребёнку вымыть посуду (настоящую или игрушечную).

  21. Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену.

  22.  Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.

  23. Пусть ребенок вылавливает теннисные шарики или «скорлупки» от «Киндер-сюрприза» из неглубокого тазика с водой при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.

  24. Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета.

  25. На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.

  26.Дайте малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешите их забить в кусок плотного пенопласта.

  27. Можно предложить вашему ребенку почистить стеклянную бутылку при помощи «ершика».

  28. Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и, в конце концов, указательным и большим пальцами в другую миску.

  29. Пусть ребёнок тренирует пальчики, нажимая на кнопки телефона или клавиатуры.

  30. Предложите малышу перемешать салат, тесто.

  31. Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

  32. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Научите его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

  33. Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.

  34.  Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч

  35. Научите малыша продевать тесьму в дырочки.

Кстати, чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук, и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом, причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.